ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки
зрения, определённая степень владения человеком
навыком чтения и письма в соответствии с
грамматическими нормами родного языка.
Применительно к характеристике населения – один
из базовых показателей его социально-культурного
развития. Конкретное содержание понятия
грамотность менялось исторически, расширяясь с
ростом общественных требований к развитию
индивида – от элементарных умений читать,
писать, считать и т.п. к владению минимумом
общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность
человека вступать в отношения с внешней средой и
максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней. В отличие от элементарной
грамотности как способности личности читать,
понимать, составлять простые короткие тексты и
осуществлять простейшие арифметические действия,
функциональная грамотность - уровень знаний,
умений и навыков, обеспечивающий нормальное
функционирование личности в системе социальных
отношений, который считается минимально
необходимым для осуществления жизнедеятельности
личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы
узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием.
Поэтому приходится говорить не столько о
функциональной грамотности, сколько о
функциональной безграмотности, что является
одним из определяющих факторов, тормозящих
развитие общественных отношений. Поэтому
проблема функциональной грамотности
рассматривается обычно не как научная и
смысловая проблема, а как проблема
деятельностная, как проблема поиска механизмов и
способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Своеобразием начального этапа в системе
целостного среднего образования является то, что
именно на этой ступени важно обеспечить условия
для освоения основных умений учебной
деятельности, потребности и желания учиться.
Именно эта деятельность в комплексе других
деятельностей (игровой, спортивной,
художественной, трудовой), выполняемых ребенком,
играет ведущую роль в его психическом развитии.
|